Вестник 1 (50) 2024

Полный текст

I. РАЗРАБОТКА ВЕБ-СЕРВИСА ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ ГЕНЕРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ

https://doi.org/10.34130/1992-2752_2024_1_4

Юрий Валентинович Гольчевский — Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, yurygol@mail.ru

Артем Сергеевич Гарматко — ООО «Философия ИТ», garmatko.art@mail.ru

Текст статьи

Аннотация. В данной работе представлено исследование проблемы создания веб-сервиса для автоматизации организации и проведения повышения квалификации работников на примере государственных учреждений, работающих в сфере искусства и культуры. Использован подход, подразумевающий выстраивание индивидуальных маршрутов, содержащих наборы курсов, в результате обучения по которым работник формирует выбранные и необходимые ему компетенции. При этом процесс становится полностью подконтрольным работодателю, который имеет возможность сформировать и/или подтвердить индивидуальный маршрут обучения сотрудника и отслеживать его прохождение.

Ключевые слова: повышение квалификации, индивидуальный образовательный маршрут, автоматизация, веб-ресурс.

Список источников

  1. Golchevskiy Yu., Novokshonova E., Yermolenko A. Digital economy
    competencies as a vital
    necessity of a modern successful specialist // Advances in Economics, Business and
    Management Research. 2020. Vol. 156. Pp. 291–296. DOI: 10.2991/aebmr.k.201205.048.
  2. Галкин О. А. Повышение квалификации в системе непрерывного профессионального образования в сфере культуры: роль и вопросы содержания // Проблемы и перспективы развития высшего образования в сфере культуры и искусств: материалы научнометодической конференции профессорско-преподавательского состава учреждения образования. Минск: Белорусский гос. унив. культуры и искусств, 2023. С. 103–111. EDN: PCPNDH.
  3. Бабикова Н. Н. Обучение в цифровую эпоху: помнить или гуглить // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып. 3 (44). C. 33–46. DOI: 10.34130/1992-2752_2022_3_33.
  4. Норманский Н. С. Геймификация как механизм цифровизации подготовки кадров в сфере культуры и искусства // Культурная жизнь Юга России. 2022. № 1 (84). С. 101–110. DOI: 10.24412/2070- 075X-2022-1-101-110.
  5. Караваев Н. Л., Соболева Е. В. Анализ программных сервисов и платформ, обладающих потенциалом для геймификации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт».№ 8. С. 14–25. EDN: ZEGUJZ.
  6. Гольчевский Ю. В. Бабенко В. В. Проблемы внедрения игровых технологий в бизнес-процессы и интерфейсы бизнесориентированных программных систем // Информационные технологии в моделировании и управлении: подходы, методы, решения :сборник научных статей I Всероссийской научной конференции. 12–14 декабря 2017 г.: в 2 ч. Тольятти: ТГУ, 2017. Ч. 2 С. 318–324. EDN: YWGOJL.
  7. Zeybek N., Saygı E. Gamification in Education: Why, Where, When, and How? A Systematic Review // Games and Culture. 2024. Vol. 19. Issue 2. Pp. 237–264. DOI: 10.1177/15554120231158625.
  8. Oliveira W., Hamari J., Shi L. et al. Tailored gamification in education: A literature review and future agenda // Education and Information Technologies. 2023. Vol. 28. Pp. 373–406. DOI:
    10.1007/s10639-022-11122-4.
  9. Татарова С. П., Затеева Н. А. Опыт организации повышения квалификации работников культуры как реализация принципов неформального образования // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2019. № 3 (11). С. 127–133.
    DOI: 10.31443/2541-8874-2019-3-11-127-133.
  10. Дорофеева Е. В. Профессиональная переподготовка кадров для сферы культуры региона: проблемы и перспективы // Образование и общество. 2019. № 3 (116). С. 72–80. EDN: VDEPEQ.
  11. Новикова Т. Б. Методология RUP: Collaboration, Class, Activity, Sequence, Use Case Diagrams // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 1. С. 74–78. EDN: XVGSSD.
  12. Кочнев А. А. Web Development с использованием PHP и фреймворка Laravel // Восточно-Европейский научный журнал. 2023. № 1-1 (86). С. 4–11. EDN: XNGITS.
  13. Chavan P. R., Pawar S. Comparison Study Between Performance of Laravel and Other PHP Frameworks // International Journal of Research in Engineering, Science and Management. 2021. Vol. 4. Issue 10. Pp. 27–29.
  14. Taipalus T. Database management system performance comparisons:
    A systematic literature review // Journal of Systems and Software.Vol. 208. 111872. DOI: 10.1016/j.jss.2023.111872.

Для цитирования: Гольчевский Ю. В., Гарматко А. С. Разработка веб-сервиса для автоматизации процесса повышения профессиональной квалификации сотрудников государственных организаций на основе генерации индивидуальных образовательных маршрутов // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2024. Вып. 1 (50). C. 4−20. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2024_1_4

II. ЧТО ТАКОЕ ПОЛУКОЛЬЦО

https://doi.org/10.34130/1992-2752_2024_1_21

Евгений Михайлович Вечтомов — Вятский государственный университет, vecht@mail.ru

Текст статьи

Аннотация. Рассматриваются начала теории полуколец. Анализируется определение (аксиоматика) полукольца. Вводятся исходные понятия теории полуколец. Приведены базовые примеры. Указаны важнейшие классы полуколец. Сформулированы первые структурные теоремы о полукольцах. Изложение носит учебно-методический характер, включает замечания, пояснения и 25 упражнений.

Ключевые слова: алгебраическая структура, полукольцо, изучение теории полуколец

Список источников

  1. Вечтомов Е. М. Введение в полукольца. Киров: Изд-во Вятского гос. пед. ун-та, 2000. 44 с.
  2. Вечтомов Е. М. Студенческий учебно-исследовательский семинар по алгебре // Математический вестник Вятского государственного университета. 2021. № 3. С. 36–45.
  3. Вечтомов Е. М. Изучение основ теории полуколец. Простые идеалы // Математический вестник Вятского государственного университета. 2021. № 4. С. 4–14.
  4. Вечтомов Е. М. Математика: основные математические структуры : учебное пособие. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. 296 с.
  5. Вечтомов Е. М., Сидоров В. В. Абстрактная алгебра. Базовый курс : учебное пособие. Киров: ООО «Издательство “РадугаПРЕСС”», 2014. 260 с.
  6. Сидоров В. В. Алгебра: алгебраические структуры, комплексные числа, многочлены : учебное пособие. Киров: ООО «Издательство “Радуга-ПРЕСС”», 2013. 232 с.
  7. Вечтомов Е. М., Лубягина Е. Н., Сидоров В. В., Чупраков Д. В. Элементы функциональной алгебры : монография : в 2 т. Киров: ООО «Издательство “Радуга-ПРЕСС”», 2016. T. 1.
    384 с.
  8. Вечтомов Е. М., Лубягина Е.Н., Чермных В. В. Элементы теории полуколец : монография. Киров: ООО «Издательство “Радуга-ПРЕСС”», 2012. 228 с.
  9. Вечтомов Е. М., Петров А. А. Функциональная алгебра и полукольца. Полукольца с идемпотентным умножением : учебное пособие. СПб.: Лань, 2022. 180 с.
  10. Вечтомов Е. М., Черанева А. В. Полутела и их свойства // Фундаментальная и прикладная математика. 2008. Т. 14. Вып. 5.С. 3–54.
  11. Вечтомов Е. М., Чермных В. В. Основные направления развития теории полуколец // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 1: Математика. Механика. Информатика. 2021. № 4.С. 4–40.
  12. Чермных В. В. Функциональные представления полуколец // Фундаментальная и прикладная математика. 2012. Т. 17. Вып. 3. С. 111–227.
  13. Golan J. S. Semirings and their applications. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1999. 382 p.
  14. Вечтомов Е. М. Знакомимся с абстрактной алгеброй: полугруппы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». № 12. С. 11–15. URL: https://e-koncept.ru/2014/14335.htm (дата обращения: 20.01.2024).
  15. Vandiver H. S. Note on a simple type of algebra in which the cancellation law of addition does not hold // Bulletin of the American Mathematical Society. 1934. Vol. 40. No 12. Pp. 914–920.
  16. Вечтомов Е. М., Широков Д. В. Упорядоченные множества и решетки : учебное пособие. СПб.: Лань, 2024. 248 с.
  17. Гретцер Г. Общая теория решеток. М.: Мир, 1982. 456 с.
  18. Мальцев А. И. Алгебраические системы. М.: Наука, 1970. 392 с.

Для цитирования: Вечтомов Е. М. Что такое полукольцо // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2024. Вып. 1 (50). C. 21−42.
https://doi.org/10.34130/1992-2752_2024_1_21

III. ОБ ОДНОЙ ИЗ АКСИОМАТИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

https://doi.org/10.34130/1992-2752_2024_1_43

Елена Николаевна Шустова — Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, shustovaen@yandex.ru

Текст статьи

Аннотация. В статье представлены основные теоретические положения методики обучения в вузе будущих учителей математики определению тригонометрических функций с помощью одной из аксиоматик. Приведена последовательность исследования свойств функций и аксиом предложенной системы, а также краткая характеристика результатов применения описанного подхода в процессе обучения студентов педагогических направлений подготовки вуза.

Ключевые слова: аксиоматический метод, тригонометрические функции, обучение в вузе будущих учителей математики

Список источников

  1. Садовский В. Н. Аксиоматический метод построения научного знания // Философские вопросы современной формальной логики. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. С. 215–262.
  2. Масалова C. И. Роль аксиоматизации в процессе построения математической теории // Вестник ДГТУ. 2007. № 3. С. 71–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-aksiomatizatsii-v-protsessepostroeniya-matematicheskoy-teorii (дата обращения: 08.02.2024).
  3. Попов Н. И., Шустова Е. Н. Применение аксиоматического метода для введения экспоненциальной функции при обучении будущих учителей математики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3.С. 86–94.
  4. Любецкий В. А. Основные понятия школьной математики : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2104 «Математика». М.: Просвещение, 1987. 400 с.
  5. Лихтарников Л. М. Элементарное введение в функциональные уравнения : кн. для начинающих изучать функцион. уравнения и преподавателей. СПб.: Лань, 1997. 158 с.
  6. Ильин В. А., Садовничий В. А., Сендов Бл. Х. Математический анализ : в 3 т. Т. 1: Начальный курс : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Математика», «Прикладная математика» / под ред. А. Н. Тихонова. 2-е изд., перераб. М.:
    Изд-во МГУ, 1985. 660 с.
  7. Коробейников А. И. Функциональные уравнения и их приложения // Молодые исследователи – Республике Коми : сборник тезисов Пятой республиканской научно-практической конференции. Сыктывкар: МО и ВШ Республики Коми, СГУ, 2002. С. 34-41.
  8. Алексюк В. Н., Шустова Е. Н. Элементарные функции. 2 / Пед. ин-т. Сыктывкар, 2010. 12 с. Деп. в ВИНИТИ 25.10.2010, № 610-В2010.
  9. Алексюк В. Н., Шустова Е. Н. Элементарные функции. 1 / Пед. ин-т. Сыктывкар, 2010. 13 с. Деп. в ВИНИТИ 11.10.2010, № 577-В2010.
  10. Шустова Е. Н. Методика изложения курса «Теория элементарных функций» // Вестник КГПИ. Сыктывкар: Коми пединститут, 2010. С. 268–270.
  11. Шустова Е. Н. Особенности использования аксиоматического метода введения элементарных функций при обучении будущих учителей математики в вузе //Образовательный вестник «Сознание».Т. 24. № 4. С. 23–30.
  12. Шустова Е. Н. Формирование компонентов методической компетентности учителей математики при изучении аксиоматического метода введения элементарных функций в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 78–81.
  13. Попов Н. И., Шустова Е. Н. Элементарные функции в школьном курсе математики : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2023. 165 с.

Для цитирования: Шустова Е. Н. Об одной из аксиоматик для определения тригонометрических функций при обучении будущих учителей математики // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2024. Вып. 1 (50). C. 43−54. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2024_1_43

IV. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И КОМБИНАТОРНЫЕ ЗАДАЧИ

Надежда Николаевна Бабикова — Сыктывкарский государственный университет
имени Питирима Сорокина

Надежда Олеговна Котелина — Сыктывкарский государственный университет
имени Питирима Сорокина

Мария Александровна Валуева — Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Николай Андреевич Старцев — Санкт-Петербургский государственный электротехнический
университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина)

Текст статьи

Аннотация. В статье предлагаются для обсуждения авторские задачи по комбинаторике, составленные по мотивам компьютерных игр. Представлены примеры задач для практических занятий и лабораторных работ по темам: правила суммы и произведения, перестановки с повторениями и без, размещения с повторениями и без, сочетания с повторениями и без, разбиение числа на слагаемые и разбиение числа на слагаемые, каждое из которых не превосходит заданного значения, формула включений и исключений. Задачи апробированы в процессе обучения дисциплине «Дискретная математика» студентов направления подготовки «Прикладная информатика».

Ключевые слова: комбинаторика, комбинаторные задачи, компьютерные игры, обучение, авторские задачи

Список источников

  1. Тюменева Ю. А., Вальдман А. И., Карной М. Что дают предметные знания для умения применять их в новом контексте. Первые результаты сравнительного анализа TIMSS-2011 и PISA-2012 //Вопросы образования. 2014. № 1. С. 8–24. DOI 10.17323/1814-9545-
    2014-1-8-24.
  2. Тюменева Ю. А., Шкляева И. В. Два подхода к пониманию «применения знаний»: трансфер и моделирование. Обзор литературы и критика // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 8–33. DOI 10.17323/1814-9545-2016-3-8-33.
  3. Tyumeneva Y. A., Goncharova M. V. Following the Template:Transferring Modeling Skills to Nonstandard Problems // RussianEducation & Society. 2017. Vol. 59. No 5–6. Pp. 298–318. DOI10.1080/10609393.2017.1408370.
  4. Виленкин Н. Я., Виленкин А. Н., Виленкин П. А. Комбинаторика. М.: ФИМА, МЦНМО, 2006. 400 с.
  5. Кнут Д. Искусство программирования. Tом 4, А. Комбинаторные алгоритмы. Часть 1 : пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямc», 2013. 960 с.
  6. Бабикова Н. Н. Согласование методов оценивания и результатов обучения на основе таксономии // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции : в 2 частях. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. Ч. 1. С. 93–100.
  7. Бабикова Н. Н. Обучение в цифровую эпоху: помнить или гуглить // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып. 3 (44). С. 33–46. DOI 10.34130/1992-2752_2022_3_33.
  8. Патрашов А. С. Математическое руководство по созданию компьютерных игр: cправочник. Екатеринбург: Интернет-издательство Ridero, 2016. 316 с.
  9. Патрашов А. С. Применение высшей математики в дизайне компьютерных игр //Системный администратор. 2020. № 5 (210).С. 46–49.

Для цитирования: Бабикова Н. Н., Котелина Н. О., Валуева М. А., Старцев Н. А. Компьютерные игры и комбинаторные задачи // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2024. Вып. 1 (50). C. 55−72. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2024_1_55

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ирина Валерьевна Клещева — Российский государственный педагогический университет
имени А. И. Герцена, iv-kl@list.ru

Текст статьи

Аннотация. В статье рассмотрены содержательные, организационные, функциональные проблемы реализации сетевого взаимодействия в сфере образования. Аргументирована своевременность и действенность сетевого взаимодействия как инструмента интегрированного и результативного решения различных задач в образовании. Обоснована и экспериментально подтверждена педагогическая целесообразность использования сетевого взаимодействия для повышения качества математического образования.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, системный подход, исследовательская деятельность, проектная деятельность, качество математического образования

Список источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/Приказ-№-287-от31.05.2021-ФГОС_ООО.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
  2. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Интеллектуальная литература, 2020. 456 с.
  3. Коротаева Е. В. Теория и практика педагогических взаимодействий : учебник и практикум для вузов. М: Юрайт, 2021. 241 с.
  4. Образовательная динамика сетевой личности : сборник трудов IV научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 28 января 2021 г. / ред.: А. А. Ахаян, Е. В. Пискунова; Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia. Offline Letters). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. Т. 2: Методическое приложение. 127 с.
  5. Швецов М. Ю., Алдар Л. Д. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забаийкальского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2012. С. 33–38.
  6. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b18bcc453a2a1f7e855416b198e5e 276/ (дата обращения: 16.02.2024).
  7. Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования: приказ Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 [Электронныи ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/53d3c69503ab48125815993c075256
    b0/ (дата обращения: 15.02.2024).
  8. Бугрова Н. С. Сетевые модели как тенденция развития повышения квалификации педагогических кадров в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. СПб., 2007. № 17 (43). Ч. 2:
    Педагогика и психология, теория и методика обучения. С. 50–53.
  9. Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ: приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74626602/ (дата обращения: 15.02.2024).
  10. Азбука проектов [Электронный ресурс]. URL: http://azbukaproektov.ru (дата обращения: 15.02.2024).
  11. Клещева И. В., Микляева И. В., Овчинников Т. А. Азбука проектов // Петербургская школа: инновации. СПб.: НКТ, 2019. С. 48–55.
  12. Высшая лига образования «Саммит» [Электронный ресурс]. URL: https://sammitportal.ru/teachers/project/link.php?ELEMENT_ID= 3156 (дата обращения: 14.03.2024).
  13. Будни учителя начальных классов [Электронный ресурс]. URL: http://lapbook.sch66.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=23631 (дата обращения: 14.03.2024).


Оставьте комментарий