I. Чернов В.Г. НЕКООПЕРАТИВНАЯ АНТАГОНИСТИЧЕСКАЯ ИГРА С НЕЧЕТКИМИ ОЦЕНКАМИ
https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_5
Владимир Георгиевич Чернов − Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, e-mail: vladimir.chernov44@mail.ru
Аннотация. В исследовании операций значительное место занимают задачи, формальной моделью которых являются антагонистические игры. Классические методы решения таких игр основаны на принципе «общего знания», согласно которому участники игры располагают полной информацией о возможных решениях и их последствиях. Известны исследования, в которых допускается информационная рефлексия участников игры, т. е. допускается их неуверенность в оценке ситуации, требующей принятия решения. Для формализации этой неуверенности значения элементов платежной матрицы представляют в форме нечетких
чисел. Выбор наилучшего решения осуществляется на основе преобразования нечетких оценок последствий возможных решений в форму эквивалентных нечетких множеств с треугольными функциями принадлежности.
Ключевые слова: антагонистическая игра, платеж
Список источников
- Myerson R. B. Game theory: analysis of conflict. London Harvard: Harvard.Un.Press, 1991. 584 p.
- Geanakoplos J. Common Knowledge. Handbook of Game Theory.v.2. ed. R. Aumann and S. Hart. Elsiever Science B.V. 1994. Pp. 1438–1496.
- Сигал А. В. Теоретико-игровая модель принятия инвестиционных решений // Ученые записки Таврического национального университета имени. В. И. Вернадского. Серия: Экономика и управление.№ 1. Т. 24 (63). C. 193–205.
- Butnariu D. Fuzzy games: a description of the concept // Fuzzy Sets and System. 1978. 1. P. 181–192.
- Вовк С. П. Игра двух лиц с нечеткими стратегиями и предпочтениями // Альманах современной науки и образования. 2014. № 7(85). C. 47–49.
- Ghosh D., Chakravorty S. On Solving Bimatrix Games with Triangular Fuzzy Payoffs // International Conference on Mathematics and Computing. 2018. Pp. 441–352.
- Stalin T, Thirucheran M. Solving Fuzzy Matrix Games Defuzzificated by Trapezoidal Parabolic Fuzzy Number. // SRDInternational Journal for Scientific Research and Development. 2015. V. 3. Issue 10. Pp. 341–345.
- Verma Tina, Kumar Amit, Kacprzyk Janusz. A Novel Approach to the Solution of Matrix Games with Payoffs Expressed by Trapezoidal Intuitionistic Fuzzy Numbers // Journal of Automation, Mobile Robotics and Intelligent Systems. 2015. № 3. V. 9. Pp. 25–46.
- Dubois D., Prade H. Theoriedes Possibilites. Applications a la representation des conisisancesen in for antique. Masson, 1980. 288 p.
- Чернов В. Г. Выбор решения на основе нечеткой игры с «природой» // Прикладная информатика. 2021. № 2. T. 16. C. 131–143.
- Воронцов Я. А., Матвеев М. Г. Методы параметризованного сравнения нечетких и трапециевидных чисел // Вестник ВГУ. Серия Системный анализ и информационные технологии. 2014. № 2. C. 90–97.
- Чернов В. Г. Сравнение нечетких чисел на основе построения линейного отношения порядка // Динамика сложных систем – XXI
Для цитирования: Чернов В. Г. Некооперативная антагонистическая игра с нечеткими оценками // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып.1 (42). C. 5−14. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_5
II. Котелина Н.О. Певный А.О. КВАДРАТИЧНАЯ ЗАДАЧА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_15
Надежда Олеговна Котелина — Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, nkotelina@gmail.com.
Александр Борисович Певный — Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, pevnyi@syktsu.ru
Аннотация. Пусть в n-мерном пространстве даны m точек, а G – выпуклая оболочка этих точек. В простейшей задаче математической диагностики проверяется, принадлежит ли точка p множеству G. Иначе говоря, если координаты точек – признаки некоторой болезни, необходимо определить, есть ли у нового пациента болезнь по степени схожести ее признаков у него и у пациентов с подтвержденным диагнозом. В настоящей статье мы присоединяем к G его эпсилон-окрестность и проверяем, принадлежит ли p расширенному множеству. Для этого решаем задачу квадратичного программирования, в которой требуется найти точку множества G, ближайшую к точке p в евклидовой норме. Мы выписываем необходимые условия минимума, получая задачу, которую можно решать при помощи модифицированного симплекс-метода с дополнительным условием для базисов.
Ключевые слова: математическая диагностика, машинное обучение, модифицированный симплекс-метод, квадратичное программирование
Список источников
- Малозёмов В. Н., Чернэуцану Е. К. Простейшая задача математической диагностики //Семинар «O & ML». Избранные доклады. 9 февраля 2022 г. URL:http://www.apmath.spbu/oml/reps22.shtml#0209 (дата обращения:04.04.2022).
- Певный А. Б. Нахождение точки многогранника, ближайшей к началу координат /Оптимизация. Новосибирск, 1972. Вып. 10 (4).
- Wolfe P. The simplex method for quadratic programming //Econometrics. 1959. Vol. 27. Pp. 382–398.
Для цитирования: Котелина Н. О., Певный А. Б. Квадратичная задача математической диагностики // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып. 1 (42). C. 15−22. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_15
III. Масляев Д.А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗАЦИИ СОСТАВЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО УЧЕБНОГО РАСПИСАНИЯ В ВУЗЕ
https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_23
Дмитрий Андреевич Масляев — Коми республиканская академия государственной службы и управления, e-mail: dmaslyaev@gmail.com
Аннотация. В статье проводится обзор литературных источников российских и зарубежных исследователей по теме автоматизации составления оптимального учебного расписания в вузе. Перечислены особенности расписания для вуза, а также особенности составления расписания в России. Приведено сравнение различных программных средств для автоматического составления учебных расписаний. Существующего программного обеспечения недостаточно для решения данной задачи. Особенностью рассматриваемой задачи является наличие «блочных» занятий, которые нужно компактно разместить в расписании, большое число потоков и множество внешних совместителей. Рассматриваются различные математические модели и методы решения подобных задач. У существующих эвристических методов есть свои преимущества и недостатки. Формулируется концептуальная постановка задачи в вербальной форме применительно к учебному заведению автора. Выделяются обязательные (жесткие) и желательные (мягкие) ограничения. Нарушение желательных ограничений будет влиять на функцию штрафов – единственную целевую функцию. Задача в такой постановке является уникальной. Автор пришел к выводу, что необходимо разработать теоретикомножественную математическую модель для рассматриваемой задачи и гибридный эвристический метод решения, который сочетал бы преимущества различных эвристических методов и нивелировал бы их недостатки. Данные для задачи необходимо представить в агрегированном виде.
Ключевые слова: учебные расписания, вуз, комбинаторная оптимизация, автоматизация, методы, эвристические, обзор литературы, алгоритм, концептуальная модель
Список источников
- Клеванский Н. Н. Формирование расписания занятий высших учебных
заведений // Образовательные ресурсы и технологии. 2015. № 1(9). С.34–44. - Chavez-Bosquez O., Hernandez-Torruco J., Hernandez-Ocana B., Canul-Reich J. Modeling and Solving a Latin American University Course Timetabling Problem Instance // Mathematics 2020, v. 8(10), 1833.
- Гафаров Е. Р. Программный продукт для составления учебных расписаний вузе // XII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014 (16-19 июля, г. Москва). М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезников РАН, 2014. С. 8804–8809.
- Абухания Амер Ю.А. Модели, алгоритмы и программные средства обработки информации и принятия решений при составлении расписания занятий на основе эволюционных методов : автореф. дис. . . . канд. тех. наук. Новочеркасск, 2016. 20 с.
- Сидорин А. Б., Ликучева Л. В., Дворякин А. М. Методы автоматизации составления расписания занятий. Ч. 1. Классические методы // Современное состояние задачи автоматизации 37 Известия Волгоградского государственного технического университета.№ 12(60). С. 116–120.
- Маслов М. Г. Разработка моделей и алгоритмов составления расписаний в системах административно-организационного управления : автореф. дис. . . . канд. тех. наук. М., 2004. 25 с.
- Сидорин А. Б., Ликучева Л. В., Дворякин А. М.Методы автоматизации составления расписания занятий. Ч. 2. Эвристические методы оптимизации // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. № 12 (60). С. 120–123.
- Асвад Фирас М. Модели составления расписания занятий на основе генетического алгоритма на примере вуза Ирака : автореф. дис. . . . канд. тех. наук. Воронеж, 2013. 16 с.
- Кабальнов Ю. С., Шехтман Л. И., Низамова Г. Ф., Земченкова Н. А. Композиционный генетический алгоритм составления расписаний учебных занятий // Вестник Уфимского государственного авиационного университета. 2006. № 2. Т. 7. С. 99–109.
- Низамова Г.Ф. Математическое и программное обеспечение составления расписания учебных занятий на основе агрегативных генетических алгоритмов : автореф. дис. . . . канд. тех. наук. Уфа, 2006. 18 с.
- Скиена С. Алгоритмы. Руководство по разработке. 2-е. изд. : пер. с англ. СПб.: БХВ-Петербург, 2014. 720 с.
- Матвеев А.И. Алгоритм оптимизации планирования ресурсов (на примере метода отжига) // Перспективные информационные технологии (ПИТ 2018) : труды международной научно-практической конференции / под ред. С. А. Прохорова. 2018. С. 1046–1059.
- Лопатин А. С. Метод отжига // Стохастическая оптимизация в информатике. 2005. Т. 1. С. 133–149.
- Song T., Liu S., Tang X., Peng X., Chen M. An iterated search algorithm for the University Course Timetabling Problem // Applied Soft Computing, v. 68 (2018), pp. 597–608.
- Подиновский В. В. Идеи и методы теории важности критериев в многокритериальных задачах принятия решений. М.: Наука, 2019. 103 с.
- Silva J.D.L., Burke E.K., Petrovic S. An Introduction to Multiobjective Metaheuristics for Scheduling and Timetabling // Metaheuristics for multiobjective optimisation. Lecture notes in economics and mathematical systems, vol. 535, pp. 91–129.
- Aziz N. L. A., Aizam N. A. H. A Brief Review on the Features of University Course Timetabling Problem // AIP Conference Proceedings 2016, 020001 (2018).
Для цитирования: Масляев Д. А. Современное состояние задачи автоматизации составления оптимального учебного расписания в вузе // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып. 1 (42). C. 23−40. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_23
IV. Гольчевский Ю.В., Щукин Н.Ю. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СЕРВИСНОГО
ВЕБ-КОНФИГУРАТОРА ДЛЯ СБОРКИ КОМПЬЮТЕРА
https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_41
Юрий Валентинович Гольчевский — Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, e-mail: yurygol@mail.ru
Николай Юрьевич Щукин — ООО «Мобильное решение», e-mail: sedfar.08.09@mail.ru
Аннотация. В данной работе представлено исследование проблемы проектирования и реализации сервисного вебконфигуратора на примере конфигуратора для сборки компьютера. Проведен анализ применения веб-конфигураторов, продуктов-аналогов, рассмотрена специфика предметной области, выделены функциональные модули сервиса с их целями и требованиями. Приведены схема основных функциональных модулей веб-сервиса, схемы процесса отбора компонентов в конфигураторе, модели базы данных, интерфейсы разработанного продукта.
Ключевые слова: веб-конфигуратор, сборка компьютера
Список источников
- Grosso C., Trentin A., Forza C. Towards an understanding of how the capabilities deployed by a Web-based sales configurator can increase the benefits of possessing a mass-customized product // 16th International Configuration Workshop, CEUR Workshop Proceedings, 2014. Vol. 1220, pp.81–88.
- Sandrin E. Synergic effects of sales-configurator capabilities on consumerperceived benefits of mass-customized products // International Journal of Industrial Engineering and Management, 2017. Vol. 8, no. 3, pp. 177–188.
- Streichsbier C., Blazek P., Faltin F., Fr¨uhwirt W. Are de-facto standards a useful guide for designing human-computer interaction processes? The case of user interface design for web based B2C product configurators // 42nd Hawaii International Conference on System Sciences, 2009. Oo. 1–7. DOI: 10.1109/HICSS.2009.80.
- Leclercq T., Davril J.-M., Cordy M., Heymans P. Beyond de-facto standards for designing human-computer interactions in configurators // CEUR Workshop Proceedings, 2016. Vol. 1705. Pp. 40–43.
- Abbasi E.K., Hubaux A., Acher M., Boucher Q., Heymans P. The anatomy of a sales configurator: An empirical study of 111 cases // Lecture Notes in Computer Science, 2013, LNCS, Vol. 7908, pp. 162-177. DOI: 10.1007/978-3-642-38709-8_11.
- Sandrin E., Trentin A., Grosso C., Forza C. Enhancing the consumerperceived benefits of a mass-customized product through its online sales configurator: An empirical examination // Industrial Management and Data Systems, 2017. Vol. 117, no. 6. Pp. 1295–1315. DOI: 10.1108/IMDS-05-2016- 0185.
- Leclercq T., Cordy M., Dumas B., Heymans P. Representing repairs in configuration interfaces: A look at industrial practices // ACM IUI2018 Workshop on Explainable Smart Systems (ExSS),
- URL:https://explainablesystems.comp.nus.edu.sg/2018/wpcontent/uploads/2018/02/exss_12_leclercq.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
- Leclercq T., Cordy M., Dumas B., Heymans P. On studying bad practices in configuration UIs // ACM IUI2018 Workshop on Web Intelligence and Interaction. URL: http://ceur-ws.org/Vol-2068/wii1.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
- Grosso C., Forza C., Trentin A. Support for the social dimension of shopping through web based sales configurators // 17th International Configuration Workshop, CEUR Workshop Proceedings. 2015. Vol. 1453, pp. 115-122.
- Grosso C., Forza C. Users’ Social-interaction Needs While Shopping via Online Sales Configurators // International Journal of Industrial Engineering and Management. 2019. Vol. 10, no. 2. Pp. 139–154. DOI: 10.24867/IJIEM2019-2-235.
- Mahlam¨aki T., Storbacka K., Pylkk¨onen S., Ojala M. Adoption of digital sales force automation tools in supply chain: Customers’ acceptance of sales configurators // Industrial Marketing Management. 2020. Vol. 91. Pp. 162–173. DOI: 10.1016/j.indmarman.2020.08.024.
- HardPrice – Сравнение и динамика цен на комплектующие ПК в интернетмагазинах [Электронный ресурс] URL: https://hardprice.ru/ (дата обращения: 01.03.2022).
- Конфигуратор ПК – собрать компьютер на заказ. Собрать системный блок в онлайн-конфигураторе [Электронный ресурс]. URL: https://www.citilink.ru/configurator/ (дата обращения: 01.03.2022).
- Сборка ПК – DNS – интернет-магазин цифровой и бытовой техники по доступным ценам [Электронный ресурс]. URL: https://www.dnsshop.ru/configurator/ (дата обращения: 01.03.2022).
- Собрать компьютер онлайн с проверкой совместимости Конфигуратор/сборка игрового ПК [Электронный ресурс]. URL: https://www.ironbook.ru/constructor/ (дата обращения: 01.03.2022).
- Щукин Н. Ю., Гольчевский Ю. В. Логика работы программного конфигуратора на этапе подбора совместимых комплектующих компьютера // XXVIII годичная сессия Ученого совета СГУ им. Питирима Сорокина: Национальная конференция : сборник статей [Электронный ресурс]. Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2021. C. 649–660.
Для цитирования: Гольчевский Ю. В., Щукин Н. Ю. Проектирование и разработка сервисного веб-конфигуратора для сборки компьютера // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып. 1 (42). C. 41−60.https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_41
V. Мельников В.А., Ермоленко А.В. Язык разметки SadLion Markup Language
https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_61
Вадим Андреевич Мельников — Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина
Ермоленко Андрей Васильевич − к.ф.-м.н., доцент, заведующий кафедрой прикладной математики и компьютерных наук, Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина, e-mail: ea74@list.ru
Аннотация. Современные подходы в области разработки программного обеспечения (ПО) предполагают не только функциональность разрабатываемого продукта, но и удобство, понятность и привычность интерфейсов. На сегодняшний день разрабатываемое ПО может использоваться на различных устройствах, с различными конфигурациями, а также пользователям может быть необходим другой язык для работы с ПО. Для решения вопроса универсальности в области 2D-игр предлагается подход, использованный при разработке пользовательского интерфейса игрового движка Sad Lion Engine. В рамках данного
подхода предполагается использовать язык разметки Sad Lion Markup Language, описание и использование которого приведено в статье.
Ключевые слова: пользовательский интерфейс, Си++, разработка мобильных приложений, языки разметки
Список источников
- Rago A. S., Stevens W. R. Advanced programming in the UNIX environment. Addison-Wesley Professional, 2013. 1032 p.
- Camden K. R. Apache Cordova In Action. Shelter Island: Manning, 2016. 230 p.
- Thornsby J. Android UI design. Birmingham: Packt Publishing, 2016. 356 p.
- Bennett G., Kaczmarek S., Lees B. Swidt 4 for Absolute Beginners. Phoenix: Apress, 2018. 317 p.
- Petzold C. Cross-platform C# programming for iOS, Android and Windows. Redmond, Washington: Microsoft Press, 2013. 1161 p.
- Petzold C. Applications = Code + Markup. A Guide To the Microsoft Windows Presentation Foundation. Redmond: Microsoft Press, 2006. 1002 p.
- Windmill E. Flutter in Action. Shelter Island: Manning, 2020. 368 p.
- Мельников В.А. Процесс разработки движка для 2D-игр и интерфейсов Sad Lion Engine // Вестник Сыктывкарского университета. Сер.1: Математика. Механика. Информатика, 2019. Вып. 4 (33). C. 21–37.
- Dogsa T., Meolic R. A C++ App for Demonstration of Sorting Algorithms on Mobile Platforms // International Journal of Interactive Mobile Technologies, 2014 Vol. 8, No 1. URL: https://www.onlinejournals.org/index.php/i-jim/article/view/3464/2940 (дата обращения: 17.07.2020).
- Cao J., Cao Y. Application of human computer interaction interface in game design // Communications in Computer and Information Science, 2017, 714, pp. 103–108. DOI: 10.1007/978-3-319-58753-0_16.
- Zaina L. A. M., Fortes R. P. M., Casadei V., Nozaki L. S., Paiva D. M. B. Preventing accessibility barriers: Guidelines for using user interface design patterns in mobile applications // Journal of Systems and Software, 2022, vol. 186. DOI: 10.1016/j.jss.2021.111213.
- Quinones, J. R., Fernandez-Leiva, A. J. XML-Based Video Game Description Language // IEEE Access, 2020, vol. 8, pp. 4679-4692. DOI: 10.1109/ACCESS.2019.2962969.
- Derakhshandi M., Kolahdouz-Rahimi S., Troya J., Lano K. A model-driven framework for developing android-based classic multiplayer 2D board games // Automated Software Engineering, 2021, 28 (2). DOI: 10.1007/s10515-021-00282-1.
- Park, H. C., Baek, N. Design of SelfEngine: A Lightweight Game Engine // Lecture Notes in Electrical Engineering, 2020, vol. 621, pp. 223–227. DOI: 10.1007/978-981-15-1465-4_23.
- West M. Evolve your hierarchy [Online] // Cowboy Programming. URL: http://cowboyprogramming.com/2007/01/05/evolve-your-heirachy/ (дата обращения: 22.08.2020).
- Hocking J. Unity in action: Multiplatform game development in C#. Manning, 2018. 400 p.
- Lisovsky, K.Y. XML Applications Development in Scheme // Programming and Computer Software 28, pp. 197–206 (2002). https://doi.org/10.1023/A:1016319000374
Для цитирования: Melnikov V. A., Yermolenko A. V. Development of XML-based Markup Language // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып. 1 (42). C. 61−73. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_61
VI. Павлова Л.В. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ
https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_74
Лидия Васильевна Павлова — Псковский государственный университет, pavlovalida@mail.ru
Аннотация. Сегодня система образования стремительно претерпевает изменения, к которым должны быть готовы будущие учителя. Следовательно, их подготовка в вузе не может оставаться такой же, как 10 и даже 5 лет назад, и требует пересмотра и адаптации к современным требованиям и запросам общества. Профессиональная подготовка будущего учителя математики предполагает предметную и методическую подготовку. При этом качество предметной подготовки в вузе зависит от уровня владения школьной математикой. Однако многие первокурсники испытывают ряд трудностей, которые отмечают исследователи и были выявлены нами в ходе проведения контрольных работ по школьному курсу математики и опроса студентов первого курса института математического моделирования и игропрактики ПсковГУ. Выявленные проблемы и трудности были учтены при разработке программы дисциплины «Вводный курс математики», который направлен на повторение и изучение материала, необходимого для успешного изучения вузовского курса математики. В статье представлена методика преподавания элементарной
математики (на примере раздела «Тригонометрия») будущим учителям математики, особенностью которой является включение методических аспектов в процесс обучения. Это позволяет не только сформировать предметные знания по тригонометрии, но и показать студентам, как нужно обучать школьников в современных условиях, например, при дистанционном или смешанном формате обучения. Предложенная методика показала положительные результаты.
Ключевые слова: вводный курс математики, элементарная математика, школьный курс математики, дистанционный курс, самостоятельное изучение, тригонометрия
Список источников
- Рабочая программа учебной дисциплины «Элементарная математика» для направления подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки «Информатика и математика»), очная форма обучения, разработчик: Л. В. Павлова. Псков: ПсковГУ, 2020. URL:
https://pskgu.ru/eduprogram (дата обращения: 01.02.2022). - Севостьянова С. А., Шумакова Е. О., Мартынова Е. В. Рейтинговая система оценки знаний студентов при изучении дисциплины «Вводный курс математики» // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2018. № 8. С. 116–129.
- Дробышева И. В., Дробышев Ю. А. Модель проектирования вводного курса математики // Математическое моделирование в экономике, управлении и образовании : сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 150–155.
- Панфилова Т. Л. Некоторые особенности преподавания элементарной математики студентам педагогических направлений // Современные проблемы и перспективы обучения математике, физике, информатике в школе и вузе : межвузовский сборник научно-методических работ, отв. ред. С. Ф. Митенева. Вологда, 2018. С. 49–52.
- Рабочая программа учебной дисциплины «Вводный курс математики»
для направления подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки «Информатика и математика»), очная форма обучения, разработчик: Л. В. Павлова. Псков: ПсковГУ, 2020 г. URL: https://pskgu.ru/eduprogram (дата обращения: 01.02.2022). - Бостанова М. М., Джаубаева З. К., Узденова М. Б. Электронный учебник как средство повышения эффективности самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения при изучении дисциплины «Элементарная математика» // Современные проблемы математического образования : материалы Межрегиональной научнопрактической конференции. 2020. С. 44–48.
- Кочегурная М. Ю. Использование дистанционных форм обучения в преподавании дисциплины «Элементарная математика» // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении : сборник трудов V Международной научно-практической конференции, отв. ред. К. А. Маковейчук. 2020. С. 411–413.
- Попов Н. И. Об эффективности использования модели обучающей технологии по тригонометрии при обучении студентов-математиков // Образование и наука. 2013. № 9 (108). С. 138–153.
- Стефанова Г. П., Байгушева И. А., Товарниченко Л. В., Степкина М. А. Формирование познавательной самостоятельности первокурсников при изучении элементарной математики в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 67.
Для цитирования: Павлова Л. В. Методика преподавания элементарной математики при подготовке учителя математики в вузе // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып. 1 (42). C. 74−89. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_74
VII. Сотникова О.А. АСЛАНОВ РАМИЗ МУТАЛЛИМ ОГЛЫ (К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_90
Сотникова Ольга Александровна — Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, e-mail: rector@syktsu.ru
Аннотация. Статья посвящена Асланову Рамизу Муталлим оглы, кандидату физико-математических наук, доктору педагогических наук, профессору, члену-корреспонденту Международной академии наук педагогического образования.
Ключевые слова: Асланов Рамиз Муталлим оглы
Для цитирования: Сотникова О. А. Асланов Рамиз Муталлим оглы (к 75-летию со дня рождения) // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 1: Математика. Механика. Информатика. 2022. Вып. 1 (42). C. 90−94. https://doi.org/10.34130/1992-2752_2022_1_90